...”Я вообще-то довольно-таки несчастный человек. И песни у меня такие же... Я не пишу оптимистичных песен. Все они о каких-то проблемах и достаточно депрессивные. И в то же время я, возможно, самый счастливый человек на Земле. Знаете, почему? Я пишу свои несчастные песни и играю их для вас. Делюсь с вами своими проблемами, тем, что меня волнует. И мне становится легче. Это наверное и есть счастье”.
Писать о музыке трудно. Особенно о той, которая не слишком знакома и привычна большинству людей. Просто рассказывать о концерте, скажем, Metallica или Red Hot Chili Peppers. И никому не надо объяснять, что такое, например, Unforgiven. Все в курсе, все слышали, у каждого есть свое мнение. Которое с твоим либо совпадет, либо нет. Да это и не страшно, и не важно по большому счету. Был? Молодец. Фотографии выложил? Вдвойне молодец. Возьми с полки пирожок.
В случае со Стивеном Уилсоном всё несколько сложнее. Он не настолько популярен, хотя его сольное творчество и работы его самой знаменитой группы Porcupine Tree имеют довольно серьезную армию преданных поклонников. Музыка довольно-таки сложна для неподготовленного слушателя, да и многочисленные эксперименты Уилсона даже у многих “прогрессивно-подкованных “ людей зачастую вызывают больше вопросов, чем восторгов. Не удалось мне никого из друзей уговорить пойти на концерт, какая жалость. Мой большой во всех смыслах друг YO назвал Уилсона “Мальмстином”, имея в виду не скорость игры на гитаре, а некоторый технократизм в ущерб музыке. Иначе говоря, “желание в каждой песне продемонстрировать свои экстраординарные умения”. Ок, вычеркиваем. Кому-то было жалко денег, кто-то назвал Стивена “человек-конструктор”. Признаться, я и сам разделял последнюю точку зрения. Действительно, большую часть времени Уилсон сочиняет в одиночку, сам записывая, отшлифовывая и аранжируя альбомы. С современной компьютерной техникой это легко. К тому же эта самая техника позволяет “стыковать нестыкуемое”, в одночасье заканчивая како-либо фрагмент и начиная следующий без видимых переходов и логики. На концерте же стало окончательно ясно, что, если такой подход и имеет место, на логичность живого исполнения и, главное, восприятия, он не влияет.
Так что же такое к нам в итоге приехало? Британцу Стивену Уилсону 48 лет. Всю свою сознательную жизнь он играет так называемый “прогрессив”. Где-то попроще, где-то посложнее, полегче звучанием, потяжелее, но канва остается неизменной. Его проект Porcupine Tree часто сравнивали с Pink Floyd, что вызывало у мистера Уилсона понятное раздражение. “Я, пожалуй, хотел бы, чтобы меня не называли “новым Пинк Флойд”. Уж лучше старым “Поркупайн Три””. Тем более, что на самом деле музыки и идей “Флойд” в творчестве Уилсона не так уж много.
В итоге группу свою Стивен отправил в бессрочный отпуск, отметив, что одному сочинять и тащить на себе все дела группы довольно утомительно, проще делать то же самое, но отвечая только за себя лично. Так что в клуб YotaSpace слегка похожий на ботаника англичанин привез свою сольную программу, базирующуюся в основном на материале последнего довольно успешного альбома Hand. Cannot. Erase. Такое впечатление, что Уилсон в какой-то момент вообще решил поменьше оправдываться и извиняться, резонно полагая, что кроме себя он никому и ничего не должен. Индивидуальные работы Уилсона становятся раз от раза всё сложнее, непредсказуемее, и изощреннее. А принимая во внимание общую нетривиальность мышления Стивена, я даже чуточку боялся - осилю ли я поток его музыкального мышления в концентрированном виде...
Боялся я напрасно. Да, группа Уилсона звучит намного тяжелее, жестче и бескомпромиссней, чем на альбомах. Но украшенная безупречным визуальным рядом (чуть не каждую композицию сопровождали клипы, драматургически связанные и с текстом конкретной песни и друг с другом), его музыка стала пожалуй проще и понятнее для восприятия. Стал явственней виден замысел музыканта. И конечно, никакой нарочитой демонстрацией технических возможностей тут и не пахло. Да и вообще - в свое время те же Pink Floyd сполна использовали технические ухищрения своего времени, так почему бы музыканту начала XXI века не пользоваться сегодняшними достижениями прогресса, тем более, если они способствуют творчеству, а не подменяют его...
Если попытаться поискать аналоги... происходящее на сцене скорее напоминало по музыке ядреную смесь ранних Yes и King Crimson 80-х, но без безумия Белью, а скорее с мрачной и жесткой энергетикой времен альбома Red. Звучание получилось очень правильным. Музыка не отпускала, захватив настолько, что Рита после концерта даже сказала, что ничего лучше и убедительнее она в своей жизни не слышала. Я бы может не был столь категоричен, но то, что этот концерт однозначно в пятерке самых сильных моих музыкальных впечатлений жизни - это 100%.
Что удивило... Во-первых, аншлаг в клубе. Мне кажется, организаторы немного просчитались. Уилсон мог бы без напряжения собрать зал и вдвое больший. Во всяком случае, на подходе к клубу спрашивали лишние билетики, а это говорит нам, что все желающие на концерт не попали, что жаль.
Второе - музыканты вышли на сцену минута в минуту, ровно в 20.00. На моей памяти такое до сих пор имело место дважды. пунктуальностью отличались Роджер Уотерс (“Стена” в “Олимпийском”) и Марк Нопфлер (Sailing to Philadelphia Tour в “Олимпийском” же). Такая точность понятна. после второй песни Стивен объявил, что “музыки сегодня будет очень много, боимся, не задержаться бы до утра”.
Шоу длилось три часа с небольшим перерывом, обозначавшим разность музыкального материала. Первое отделение было отдано целиком под композиции c Hand. Cannot. Erase. Второе же представляло собой своего рода Greatest Hits. Несколько песен Porcupine Tree, пара композиций с совсем недавно вышедшего мини-альбома “4 1/2”, на котором представлены песни, не вошедшие в НСЕ, и Space Oddity Дэвида Боуи, которого Уилсон считает своим учителем, и чью смерть он сильно переживает...
Кстати говоря, очень мне понравилась прозвучавшая вчера версия. Так, глядишь, и я на старости лет Боуи слушать начну...
Ну а для того, чтобы вам проще представлялось, чем же мы так восторгаемся, по ссылке - полный сет- лист вчерашнего выступления, да еще и с возможностью прослушать все звучавшие на концерте композиции. Жаль конечно, что не в концертном исполнении, но уж лучше так, чем никак...