Вселенная Мистера Вая. |
На внушительном по размерам и содержанию пыльном чердачке моих меломанских пристрастий есть место для самой разнообразной музыки. Пожалуй, проще сказать, какие музыкальные жанры я категорически не приемлю (рэп, так называемый «русский шансон», современную отечественную попсу и прикладное техно для виляния филейными частями тела в ночных клубах), чем перечислить всё, что меня в той или иной степени интересует. В один и тот же день и с одинаковым удовольствием я могу прослушать пару дисков Nine Inch Nails в качестве основного блюда, на второе употребить, скажем, поп-авангардистов Talk Talk, а на десерт, под вечерний бокал виски со льдом, хорошо пойдут, допустим, Саймон с Гарфанкелом или без, или еще какой Rolling Stones вперемешку с Аквариумом. Такой вот получается винегрет.
А вот для героя моих сегодняшних заметок, Стива Вая, на этом самом гипотетическом музыкальном чердачке отведена особенная комнатка, пространство которой он делит, пожалуй, разве что с King Crimson и прочими образцами музыкального мышления Роберта Фриппа. Для простоты понимания моего отношения к этим музыкантам, и для того, чтобы отвлечься от специфических музыкальных аналогий, можно привести в пример романы, скажем, Кортасара или Павича. Перечитывать этих авторов на сон грядущий, открыв с любого места, мне, пожалуй, трудновато (в этом амплуа у меня традиционно задействованы Стругацкие с Довлатовым), зато в качестве своеобразной гимнастики для разума – очень подходит.
То есть, если и когда хочется почувствовать себя царем зверей homo sapiens и включить мозги,- открываешь «Хазарский словарь», «Игру в классики» или, что для меня то же самое, – включаешь сольные пластинки Стива Вая.
Его работы несут в себе такую бездну мысли и музыкальной информации, что, пожалуй, неподготовленному слушателю они могут показаться слегка хаотичными и перегруженными, это мягко говоря.
Я же почитаю Вая абсолютным музыкальным гением, современным Паганини, поэтому, когда я узнал, что Стив очередной раз приезжает в Москву, вопросов – идти на концерт или не идти, даже не возникало.
Немного настораживало место проведения концерта – какой-то «Главклуб».
Да, концертные площадки в Москве появляются (и исчезают) быстро. Основная их беда, как правило, звук, точнее его отсутствие. Если даже известный – раскрученный «Крокус Сити Холл» умудрился испортить впечатление от концерта Джо Бонамассы убогим саундом, то чего ждать от непонятного клуба? В случае Стива Вая хороший звук является определяющим – никакой свет, никакой комфорт не исправит впечатление, ведь главное в его выступлениях не антураж, а музыка. Впрочем ладно, доживем – увидим.
Как говорится, сим удостоверяю. «Главклуб» оказался замечательным местом для рок-концертов. И по звуку, практически безупречному, и по интерьерам, и по комфорту восприятия. За танцпол перед сценой, правда, ничего не скажу, старенькие мы уже для танцпола, но вот, если можно так выразиться, «сидячий сектор» устроен здесь очень гуманно, наподобие студенческой аудитории. Периодически, правда, обзору мешали официанты, разносившие желающим какую-то выпивку-закуску по совершенно негуманным ценам, но в остальном нам все очень понравилось. Итак, мы сидим на удобных стульях, на сцене суетятся техники, завершая приготовления к выступлению маэстро… Интересно, насколько звезда задержит выступление?
Тут надо сказать, что, несмотря на трепетное отношение к творчеству Стива Вая, на его концертах раньше нам бывать не приходилось. Не срасталось почему-то, то одно мешало, то другое.
Конечно, мы не раз и не два смотрели концерты Вая на видео, и понимали, что нас ждет нечто монументальное, но, как оказалось, атмосфера живых выступлений музыканта отличается от видео настолько же, насколько, скажем, фотография бифштекса – от непосредственно бифштекса, лежащего перед тобой на тарелке…
Во-первых, Стив и его группа начали выступление практически вовремя, задержавшись всего на 10 минут.
Во-вторых, никакое видео не передает удивительного обаяния Вая - между композициями он совершенно свободно общался с залом, то выхватывая у кого-то из публики камеру, чтобы сфотографировать себя на фоне зала,
то рассказывая, как они, словно Бременские музыканты, колесили по России (на самолетах-поездах-автобусах-скутерах-велосипедах), то рассказывая, что подтолкнуло его к написанию той или иной пьесы…
Ближе к концу шоу Стив и вовсе вытащил на сцену троих фэнов из зала,
и заставил их импровизировать с его группой.
А уж когда Вай предпринял «путешествие в народ», спустившись со сцены и затерявшись в море голов поклонников – восторгу публики не было предела.
В- третьих, как бы ни сложно это было представить, концерт гениального музыканта – не просто академичное исполнение безумно сложных композиций, это действительно очень яркое и захватывающее шоу со своими правилами и драматургией.
Костюмы, один вычурней другого, Стив за время концерта менял по-моему, раза четыре. Один «лазерный робот» чего стоит!
А гитары и того чаще – Рита насчитала семь, включая знаменитых «детей Вая» - Эво и Фло (да, каждая из его гитар имеет свое имя), потом сбилась.
Вдобавок ко всему, Вай обладает очень яркой, практически змеиной пластикой,
его движения очень изящны, напоминают бесконечный танец, диалог человеческого тела с подвластным ему инструментом в руках…
Наверное, я неточно выразился – в данном случае гитара и музыкант совершенно неотделимы друг от друга, это полноценное средство общения с окружающим миром, полностью заменяющее даже такое мощное коммуникативное средство, как речь.
Гитара Вая – это и есть его голос, даже больше - его вселенная, огромный и прекрасный мир, в котором этот человек существует 24 часа в сутки, восемь дней в неделю, и которым с удивительной щедростью он делится со слушателями.
Гитарная техника Вая – предмет отдельного большого разговора. Причем разговора профессионалов, потому что на мой взгляд Стив показывает какой-то нечеловечески-запредельный уровень взаимодействия с инструментом.
Несколько раз за время концерта Рита обращала внимание, что я хватаюсь за голову. Нет, говорю, дорогая, ничего у меня не болит – я просто пытаюсь, и не могу понять, КАК он делает то, что делает.
То дует на струны, то мягко гладит ладонью деку, в общем способов извлечения звука у него даже не десятки, а возможно и сотни и тысячи.
Голос его гитары меняется даже просто от положения инструмента в пространстве…
и кажется порой, что простому смертному недоступно то, что мы видим и слышим, что Вай, следуя по пути своего героя из культового фильма «Перекресток», действительно продал душу дьяволу за такое умение…
Но мы же материалисты, мы же понимаем, что дьявола не существует, и приходится признавать, что человек просто достиг всего нечеловечески упорным трудом, помноженным на вдохновение и несомненную гениальность…
Не удержусь, выложу видео одной из самых знаменитых композиций музыканта. Тем, кто до сих пор не был знаком с его творчеством, она приоткроет двери, будучи несложной для восприятия, ну а тем, кто Вая знает и любит – лишний повод для соприкосновения с этим удивительным человеком…