О том, что Джо Бонамасса существует, я узнал, слушая радио. Ну старенький, да, в новых именах путаюсь, за подводными музыкальными течениями слежу плохо, можно сказать вообще не слежу. К тому же блюза в любых его воплощениях я в свое время, можно сказать, переел, и, имея дома неплохую коллекцию Бадди Гаев с Тадж Махалами, обращаюсь к ней редко, как и положено в отношении деликатесов. Ну вот не сможете же вы на протяжении нескольких лет подряд кушать только и исключительно черную (красную) икру, порой хочется чем-нибудь разнообразить стол - пельмешками там или свеженькой телятинкой под соусом бешамель. Green Day оскоромиться, ну или там Lynyrd Skynyrd принять на грудь...
Да, так вот радио. Как-то во время новогодних каникул сидели мы с любезной моему сердцу Маргаритой Николаевной при свечах на кухне и, под воспоминания о прошедшем годе, вдохновенно употребляли что-то ликероводочное, не особенно прислушиваясь к звучащему фоном Classic Rock 95,2 FM. Из динамиков между тем раздавалось нечто привычно-знакомое, впрочем, вполне добротное и совершеннейше новогоднее - какой-то классический блюз в концертном исполнении. Прозвучавшее во время рекламной отбивки имя - "Джо Бонамасса" заинтересовало в первую очередь фамилией, навевавшей странные ассоциации с угнетенными рабами южных штатов и прочими стереотипами детства - Анджелой Дэвис, "Хижиной Дяди Тома", нужное подчеркнуть. Заинтересовало впрочем достаточно для того, чтобы заглянуть в "Википедию", вяло поинтересоваться музыкантом, о котором я ничего не слышал... Каково же было мое удивление, когда я прочел, что Этот самый Джо Бонамасса - вовсе не старый небритый негритос с глазами - маслинами на выкате, огромным пузом и соответствующим жизненным опытом, а сравнительно молодой еще белый парень, 1977 года издания, еще в двенадцатилетнем возрасте разогревавший почтенную публику перед выступлением самого Би Би Кинга, ныне - вполне признанный авторитет блюзовой гитары, да к тому же еще участник супергруппы c труднопроизносимым названием Black Country Communion с Гленом Хьюзом, Джейсоном Бонамом и Дереком Шериньяном (Dream Theater) на борту. Ух, ничего себе. Такая компания уж точно веников вязать не будет, подумал я, и решил залезть в сеть поглубже, дабы продолжить знакомство. Black Country Communion - тема для отдельной беседы. Скажу лишь, что первый их альбом меня очаровал, а второй не очень, но наш сегодняшний герой смотрелся в контексте творчества этой группы более, чем достойно, а его нетривиально звучащая гитара и местами откровенно процеппелиненные риффы впечатляли вполне достаточно для того, чтобы, случайно заметив в городе афишу его сольного концерта в Доме Музыки на Павелецкой, удивиться (дорога ложка к обеду) и немедленно приобрести два билета на грядущее мероприятие. Давно, говорю, не вкушали мы блюза в живом исполнении, да и вообще на концерты давно не ходили, так вот самое время... И вот оно - 16 марта, Дом Музыки, Светлановский зал. Выбор концертной площадки поначалу насторожил. Слишком академично. Нет, ну в самом деле, блюз - это Горбушка, это прокуренное что-то, это много пива и толпа адептов жанра, набившаяся, как сельди в бочке, в небольшой зальчик с деревянными столиками и пыльными портьерами. Короче, некоторое сектантское действо, разве нет? Впрочем, рассудили мы, музыкантам виднее. Джо Бонамасса называет Светлановский одной из самых своих любимых концертных площадок, да и нам в силу неподросткового уже возраста куда как приятнее сидеть в комфортных креслах, нежели где-то там толпиться... К тому же блюз под сенью могучего органа - это по меньшей мере оригинально. Скажем сразу - наш скепсис по поводу зала начал испаряться уже непосредственно перед концертом, а уж к его окончанию мы и вовсе влюбились в Дом Музыки. Ни единого мента - на входе вежливые, улыбчивые работники, никакой толпы, при входе, достаточно формальная проверка содержимого сумок и карманов, нет зхапрета на фотографирование. Удобный гардероб без очередей наконец. Внутри - оригинальный интерьер, великолепная видимость происходящего на сцене с любого места и прекрасная акустика. Причем где-то я читал, мол звука в Светлановском нет - вот уж не знаю, не знаю... Не разделяю подобного скепсиса. Возможно на каком-то концерте саундом рулил звукач без ушей - это я понять могу. Много знаю таких звукачей. Но в нашем случае все было в порядке. В полном порядке. Более, чем в порядке. В нашем случае звуковая волна сметала все на своем пути (читай - было очень громко), при этом давая возможность слышать все составляющие музыки Джо Бонамасса и его бэнда - вплоть до мельчайших шорохов хай-хэта и тончайших нюансов гитарной игры. Ну а шо мы, как говорят в Одессе, можем вам сказать за сам концерт? Действительно, поначалу и публика, да и сами музыканты были, возможно, заражены фешенебельной атмосферой зала. Публика чинно сидит под блюзовым ураганным огнем, как солдаты в окопах, удачные гитарные и вокальные пассажи встречают вежливыми аплодисментами, картина действительно чисто академическая, более характерная для джазовых мероприятий, только без смокингов. Да и происходящее на сцене поначалу не очень развлекало - Бонамасса никакой не стадионный шоумен, красивых поз не принимает, лицом не торгует, все больше стоит стоймя, либо вообще поворачивается спиной к залу, взаимодействуя со своей группой. Декораций и света, разумеется, тоже ноль. Короче говоря, аскетизм, как он есть. Казалось, с таким подходом концерт и закончится, как начался - не шибко горячим приемом при достаточно холодной, пусть и профессиональной музыке. А вот как бы не так... Да, Джо Бонамасса не шоумен. В общепринятом значении этого слова. НО. Уже где-то на четвертой композиции (Dust Bowl) об этом как-то совершенно не думалось. Потому что перед нами разворачивалось шоу незаурядного интеллекта очень и очень нетривиального музыканта. Что вы говорите? Блюз мертв и скучен? Три, говорите, аккорда? Некуда двигаться и развиваться? Фигня на постном масле, и Джо это очень легко и непринужденно доказал. В его исполнении блюз звучал как увлекательный квест, как детективный роман, порой даже как стенд-ап комеди. Вот ей Богу, не припомню, чтобы я до этого дня хоть когда-либо хохотал в голос... услышав несколько гитарных нот. Джо Бонамасса практически ничего не говорил во время выступления, да это было и не нужно - он беспрерывно общался со все более и более обмирающей публикой только посредством своей музыки и своей гитары, и это было крайне интенсивное общение - только успевай думать и в меру возможностей реагировать... Риффы, за которые не стыдно было бы и Джими Пейджу, сменялись щемящим ультразвуком терменвокса, в стандартную двенадцатитактовую блюзовую сетку вплетались совершенно неожиданные, поначалу кажущиеся чуть ли не неуместными гармонические ходы... Еле слышные гитарные переборы неожиданно прерывались взрывами ритм-секции... короче говоря, всю внутреннюю эквилибристику шоу словами не опишешь, перед нами была Музыка высшей пробы. Зал уже выл и визжал от восторга, полностью настроенный на волну, предложенную музыкантами (а сами музыканты Джо - просто чудо, что за профессионалы), но Джо не успокаивался, ему нужно было еще и завестись самому, чтобы понять, что зал принял его неявную энергетику, чтобы уйти со сцены с осознанием того, что его поняли... "Ну вставайте же уже! Давайте, хорош сидеть!" Всё. С того момента, как зал вскочил на ноги, уже все было в порядке и с атмосферой. С этого момента Джо делал со зрителями все, что хотел, полностью расслабившись и даже сняв свои непременные черные очки...
Зал уже просто неистовствовал, почти все поголовно снимали происходящее на мобильники. И действительно, этим зрелищем, удовольствием присутствия на таком концерте нужно делиться... Когда музыканты ушли, дожидаясь вызовов на бис, я думал, рухнут стены... Не на всяком концерте мега-звезд в "Олимпийском" услышишь такое. А когда концерт уже окончательно завершился, осталось смутное ощущение некоторой недосказанности, незавершенности. Кстати, очень правильное ощущение - правильный музыкант никогда не раскрывается на концерте полностью, чтобы у зрителей было желание прийти на его шоу еще раз... А то и еще не раз... Великолепное было действо, короче говоря... Wish You Were Here! И надеюсь, что Джо Бонамасса к нам еще вернется...